Время духовных подвигов

Православная Церковь вступила на поприще Великого поста — поры духовного возрождения, приуготовляющей человека к благодатной встрече с Господом нашим Иисусом Христом.
Спасительное время длится семь недель и делится на два периода: Святая Четыредесятница, продолжающаяся 40 дней – до Вербного воскресения и Страстная седмица, оканчивающаяся Пасхой, Светлым Христовым Воскресением.
На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы (недели) Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем созерцаются в духовном свете события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета.
Почему Святая Церковь в первые дни Святой Четыредесятницы предлагает верующим именно эти песнопения? Потому, что пост — это время покаяния и очищения, а канон, составленный преподобным Андреем Критским, весь направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению, раскаянию, исправлению жития.
К внутреннему сосредоточению души, к добровольному распятию страстей и греховных помыслов призывает и самая поздняя по времени возникновения православная служба — Пассия, составленная в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой).
По установившемуся обычаю Пассия совершается во второе, третье, четвёртое и пятое воскресенья Великого поста. Чинопоследование представляет собой чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Исполняются песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы, читается акафист Страстям Господним. В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.
Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Служба Пассии не переносит в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте, она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить свое духовное состояние.
Хватает ли сил распинать желания плоти и греховные помыслы? Принимаем ли на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли, как и Спаситель, безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от ближних и дальних. Можем ли, искренне молиться за наших обидчиков?
В продолжение сорокадневного поста, для подтверждения, что христиане не отступают от заповеди — «любите друг друга», Православная Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели.
У благочестивых людей является в эти дни возможность проявить свою искреннюю любовь усопшим и подать им реальную помощь — поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».
Другой причиной основания Вселенских родительских суббот является отсутствие в седмичные дни Великого поста полных Божественных литургий, за которыми совершается поминовение умерших.
Если мы на деле, а не на словах заботимся о родственниках; если мы действительно являемся христианами, для которых закон — любовь к ближним, мы должны молиться за души усопших, подавать милостыню для их спасения. Поминовение родных и знакомых — наша прямая и непосредственная обязанность.
Проникновенные службы святой Четыредесятницы: Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, цикл Пассий, Вселенские родительские субботы призывают верующих к воздержанию и внимательному, строгому рассмотрению своих отношений с Богом.
Христианин! Не напрасно Великий пост называется в церковных песнопениях «весною» — не просмотри это благодатное время. Не пугайся духовных подвигов благочестия и молитвы. Все это бывает тягостным только тогда, когда делается без памяти о Христе, но когда творится во имя Христово, с верою и любовью, тогда иго сие становится благим, и бремя сие становится легким!

иерей Андрей Иванов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *